Уструшана – историческая область, ядром которой является Уратюбинско-Шахристанская
котловина и Зааминская равнина, на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Впервые название Уструшана одной из древнейших земледельческих областей Центральной Азии упоминается в китайских источниках IV века – (Судуйшана, Шуайдушана, Восточное Цао и др.) и её географические особенности. |
Уструшана в 30-е годы VI в. до н.э. была завоевана персидским царём Киром II (558-529) и
некоторое время платила дань ахеменидам. Для укрепления северо-восточных границ империи царь
Кир возвёл 7 пограничных крепостей, вокруг которых впоследствии возникали города, с главным
из них – Кирополем.
Уструшана была крайнем пределом Центральной Азии, куда проникали войска Александра Македонского (в 329 г. до н.э.). В анналах истории отмечено, что здесь он разгромил семь городов и возвел за 17 дней новый город – Александрию Эсхата (Ходженд). В горах Уструшаны, он получил тяжелое ранение. После смерти Александра, Уструшана вошла по «праву наследства» в государство селевкидов. В IV – V в.н.э. Уструшана становится самостоятельным владением. С VI века, при кагане Истеми (ум. в 575 г.), Уструшана, как и другие земли Центральной Азии до пределов «Железных Ворот», становится подвластной тюркам. Её цари носят традиционный титул – «Афшин», что видимо, является вариантом названия тюркского рода Ашина, по имени объединителя тюрков V века. Язык уструшанцев является одним из диалектов согдийского языка. До IX века в Уструшане господствовала среднеазиатская форма зороастризма. Были развиты ремесла, сельское хозяйство, добыча металлов, в частности железа. Через территорию Уструшаны проходила северная трасса Великого Шелкового пути из Согда через Уструшану в Чач, и далее, через горы Тянь-Шаня или степи, в Восточный Туркестан. Расположение на трассе Великого Шелкового пути способствовало развитию экономики, ремесла, торговли, денежного обращения. Имена правителей Уструшаны не дошли до нас в письменных источниках, их сохранили только монеты. Эти редчайшие монеты донесли до нас также и иконографический образ, родовые знаки-тамги правящих родов. Первым из известных правителей – афшинов был Чирдмиш, чьё имя означает – «Происходящий от Митры». На монетах Чирдмиш изображен, как и остальные афшины, в крылатом венце, восходящем к образам царской короны Сасанидского Ирана. Особенностью его монет является разворот головы, характерный для буддийской иконографии. На монетах Сатачари III вместо головы правителя изображен слон и надпись «Господин Сатачари». Слоноподобный бог Индии Ганеша олицетворял не только мудрость, но был и покровителем торговли. Монеты Уструшаны несут на себе символику трёх великих религий – зороастризма, буддизма, христианства. Монеты с мусульманскими символами в Уструшане стали выпускать в 279 г.х./892 г. (фельсы амира Сайара б.Абдаллаха).
Copyright ©2002-2010,"VLD & OK"
|