Древнехорезмийская культурная общность сформировалась в VII-VI веках до н.э. на основе местного сако-массагетского населения под мощным воздействием южных земледельческих цивилизаций.
В последней трети VI века до н.э. Хорезм был покорён персами и втянут в систему культурных связей Ахеменидской империи. В конце V или в начале IV века до н.э. он был выделен в отдельную сатрапию, но вскоре, как можно судить по античным источникам, вышел из под контроля Ахеменидов.
Фактическая независимость Хорезма в значительной степени определила его дальнейшую культурную историю. Не будучи включенным в состав эллинистических империй, Хорезм стал своеобразным заповедником древневосточных традиций в Средней Азии.
Во II веке до н.э. Хорезм подвергся военному разгрому. На большинстве памятников этого времени обнаружены следы мощных пожаров. Несомненно, это следы бурных событий, связанных с движением степных племён, которые уничтожили Греко-Бактрию и поставили на край гибели Парфию.
После разгрома хорезмийская культура сохраняет часть своих традиций, но заметно варваризируется и тускнеет.
Однако тогда же во II в до н.э. начинается Хорезмийский монетный чекан, первоначально, правда, подражательный, но всё же свидетельствующий о дальнейшем социально экономическом обществе.
Первые хорезмийские монеты - это крупные серебряные подражания тетрадрахмам Евкратида, отличающиеся от своего прототипа большей искаженностью надписей и наличием своеобразного знака - тамги на оборотной стороне. Затем на лицевой стороне изображение Евкратида заменяется портретом местного правителя и наряду с искаженной греческой легендой проставляется легенда на хорезмийском языке, передающая имя и титул правителя. На оборотной стороне монет появляется изображение всадника. Одни исследователи считают, что это бог-всадник Сиявуш, который согласно Бируни, является зачинателем династии царей Хорезма, другие видят в нем образ обожествленного царя.
Изображение царя-всадника неизменно, также как хорезмийская тамга, присутствует на всех серебряных монетах этой области на протяжении семи веков, вплоть до конца хорезмийской чеканки в середине VIII в. н.э., видоизменялся лишь стиль и детали. Это уникальное явление в нумизматике Средней Азии свидетельствует об устойчивых традициях и преемственности власти царей Хорезма, происходящих из одной династии.
IV-VIII века сложный период в истории Хорезма. Это время складывания там феодальных отношений и формирования раннесредневековой культуры, получивший по имени правящей династии название афригидской.
Политическая история Хорезма восстанавливается отрывочно: письменными источниками хорошо освещены лишь события времени завоевательных походов начала VIII века арабского полководца Кутейбы ибн Муслима. Не исключено, однако, что между III и VII веками, когда в хорезмийской чеканке намечается перерыв, страна подвергалась нашествию Сасанидов, а в VI-VII веках вошла в империю тюрков.
Арабское нашествие в VIII веке губительно отразилось на культуре Хорезма: страна была разорена, учёные изгнаны, их труды сожжены. Однако уже в конце VIII века намечается новый подъём, который приводит к расцвету экономики и культуры в IX-X веках.
Copyright ©2002-2010,"VLD & OK"
|